Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Асмолов об образовании как езде в незнаемое, которого еще нет, школе как площадке диалога поколений и ее трех главных проблемах, школьных перегрузках и лени, родительских неврозах, драме одаренности и своих лучших друзьях

  • Закладки: 
  • Просмотров: 331
  •  
    • 0
Александр Асмолов
Александр Асмолов. Фото: freepik.com

Почему дети в школе так перегружены, что не так с ЕГЭ и как развивать одаренного ребенка? Об этом и многом другом в интервью Александра Асмолова, доктора психологических наук, зафкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ на портале "Правмир", которое взяла у него Анна Данилова.

О трех проблемах школы

— Мы — цифровые мигранты. А дети наши — цифровые аборигены. В каком-то смысле, учителя отстают от детей, которые дышат в информационном мире. И это одна из главных проблем.

Второе — непонимание не только того, что там будет до школы, но и что такое школа. Школа — это институт понимания между поколениями, диалога, а не передача тех или иных упакованных знаний. <…>

Так же, как есть церковь как здание и Церковь как система — есть школа как здание и как мировоззрение. Сегодня школа как здание может уйти в прошлое.

Мы в школьном образовании любим главного героя по имени «ежик в тумане»... Потому что не знаем, куда идти.


На вопрос о технологиях в изменившемся мире я вслед за Виктором Франклом, создателем экзистенциальной психологии, и вслед за другой формулировкой Ницше в его книге «Человеческое, слишком человеческое», повторяю: тот, кто знает «зачем», найдет любое «как». Но Франкл, пройдя Освенцим, сказал это по-другому. Тот, кто знает «зачем», сумеет выстоять любое «как». <…>

Родительство — самая сложная профессия на земле. Родители со своими быстроменяющимися детьми говорят: «Мы хотим, чтобы они пошли туда. Мы хотим, чтобы они сделали то-то», «А какая программа нужна? А в какую школу пойти? А в какой вуз пойти?» Но родители, задумайтесь, не превращаем ли мы детей в заложников наших, пусть самых замечательных, но амбиций?

Сегодняшние педвузы держатся на рынках родительских амбиций. Потому что кто не попал в другие вузы — идет туда. И в этом ключевая трагедия нашей страны.

Почему дети перегружены

— …Перегрузка — это когда у вас нет интереса к собеседнику. Нет интереса к тому, что вам рассказывают, и тому, что сегодня называется грозным словом «контент». То есть перегрузка возникает тогда, когда у детей нет мотивации к обучению.

Перегрузку сводят к огромному количеству часов, но прежде всего надо сказать, интересно детям или не интересно. И что это за часы. <…>

Когда перед вами зануда, монотония и нет разнообразия, то перегрузка у детей возникает очень быстро.

Поэтому первое, что нужно сделать, чтоб не было перегрузки — создать мотивирующие детей программы, в которые ученики погружались бы и не хотели бы из них выплывать. <…>

«ЕГЭ нацелено на дрессуру»

— Надо реорганизовать ЕГЭ, чтобы оно было нацелено на смыслы, а не на дрессуру.

Изменить задания. И не превращать сдачу ЕГЭ в ситуацию, будто ты находишься в камере, на тебя смотрят прожекторы — как будто ты приговорен к тому, что пришел сдавать экзамен, всех обмануть и что-то списать.

Когда у тебя есть смыслы — тебе не надо списывать.

Олимпиады тоже бывают разными. Есть олимпиады, где, как в ЕГЭ, начинает преобладать натаскивание, но они уйдут в прошлое. <…>

Я не вижу жесткой корреляции между сдачей классических вступительных экзаменов в вузах и сегодняшним ЕГЭ.

Фальшивые «стобалльники» — у меня опыт по МГУ — быстро отваливаются. Не тянут.

В некоторых системах образования мира принимают на первый курс огромное количество людей. А после окончания первого семестра и последнего есть отсев. Мне кажется, это достаточно разумно и позволяет не создавать такую воронку, через которую бы никто не мог пройти.

О вундеркиндах

— Бывает уникальная специальная одаренность в области шахмат, музыки, математики, живописи. В этом случае четко развиты специальные способности и их надо поддержать непременно. Родители, которые видят такое в своих детях и не жалеют сил, чтоб это поддержать, правы.

Но при этом они должны, как никто, ощущать риск поддержки только специальной одаренности. Выготский говорил: «Будущее вундеркинда в его прошлом». Вундеркинды часто превращаются в маленьких старичков. Они уже в 12 лет все знают, они скептичны и иногда даже циничны.

Остаются ли они непревзойденными мастерами? Да, остаются. Но их жизненные перспективы резко схлопываются, и возможность их дальнейшего развития очень часто резко трансформируется.


И при этом мы часто сталкиваемся с тем, что я называю трагедией одаренного ребенка. Суицид среди одаренных детей на 20% больше, чем среди тех, кто не имеет специальных способностей. Это надо иметь в виду. Одаренные дети — это дети группы риска.

…Развивая специальную одаренность, важно постараться компенсировать ее, чтоб ребенок нормально вошел в социализацию. Чтобы его общение с другими детьми было позитивным и радостным. Чтобы радости детства были испытаны.

«Мои дети — мои лучшие друзья»

— Я считаю себя отцом, который по многим социальным и психологическим причинам, в том числе потому, что все время пытался строить то систему психологии, то системы образования, недостаточно уделял внимание своим детям.

У меня дети от разных жен. И я невероятно благодарен им. Прежде всего — матери старшего сына Григория. Там была очень тяжелая ситуация, длительная разлука, но она вырастила сына, который любит своего отца.

Мои дети — это мои лучшие друзья.

Один замечательный певец, когда его спросили: «Как вы воспитываете своих детей?» — емко ответил: «А я их не воспитываю, я с ними дружу».

Мне невероятно повезло с детьми.


Было бы странно, если бы я сказал: «Какие у меня одаренные дети!» Но один работает со школьниками и, закончив Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Защита информации», ушел полностью в работу с подростками. Другой прошел серьезнейшие школы.

Ему было шесть лет, я открыл его записки и вдруг увидел: «Папа слишком увлекается Фрейдом». То есть, я понял… За этим же стояла не обида на Фрейда. За этим стояло то, что ему не хватает моего внимания.

У меня они уникальные почемучки. И в этом я счастлив. Они не устают задавать вопросы. А сегодня, что бы я ни делал, любую свою идею, любую статью пытаюсь обсудить с детьми. И смотрю в них, как в зеркало. <…>

Благодаря тому, что я счастливо удивляюсь своим детям, я не перестаю удивляться себе. И испытываю, как и вы, постоянный невроз — что я буду им не интересен. Что не почувствую их мотивацию. Не почувствую их радости. Что вдруг стану равнодушен к их боли.

Эти неврозы — всегда со мной. И я не хочу, чтобы они пропадали.


Полная версия интервью на YouTube «Правмира»


Источник




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Май 2022 (31)
Апрель 2022 (68)
Март 2022 (60)
Февраль 2022 (39)
Январь 2022 (26)
Декабрь 2021 (24)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх