Беларусь и Россия - мы, взрослые двух стран, страдаем одной и той же ветрянкой и стремимся передать болезнь по наследству. Ветрянка утихнет - что останется? Об этом один из ведущих белорусских психологов профессор
Владимир Янчук.Сайт В.К.Янчук: «Все эти методички рассчитаны на то закрытое общество за «железным занавесом». Но сейчас «железного занавеса» нет»Психолог — о том, чего хотят добиться от современных детей чиновники, застрявшие в прошлом.Детсадовцев и школьников в следующем учебном году ожидает много нового: обязательная форма, прослушивание гимна и, вероятно, другие методы и атрибуты «патриотического воспитания».
Узнали у психолога, какую цель преследуют власти, идя на такие новации, и удастся ли им ее достигнуть.
— Задача властей — стабилизировать ситуацию и сформировать определенное отношение к себе, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» профессор, доктор психологии Владимир Янчук. — А так как арсенал в наличии у людей, принимающих решения, есть только советский, они и пользуются этими методами с надеждой, что все вернется на круги своя и они получат и любовь, и уважение.
Эти люди, воспитанники той старой комсомольско-пионерской системы, ничего нового так и не придумали, другими технологиями не владеют и пользуются методичками 70-80-х годов прошлого века. Поэтому удивляться не надо.
Но и особенно переживать я бы не стал. Потому что детки сейчас стали нонконформистами, они ритуалы выполняют, но близко к сердцу их не воспринимают, в принципе остаются в критическом мышлении. Я это вижу и по своему внуку.
К тому же все эти методички рассчитаны на то закрытое общество за «железным занавесом». Но сейчас «железного занавеса» нет и при всем желании его установить не удастся, денег не хватит. Мы же не Китай. Контролировать интернет, в котором дети свободно себя чувствуют, просто не получится.
Потому я советую относится к подобным нововведениям спокойно. Ну, хочется кому-то ритуалов, дайте им ритуалы. Своих целей они все равно не достигнут, потому что общество другое, информационное пространство другое и, самое главное, детки другие.
Они узнали другое пространство. В этом и проблема. Когда люди знакомятся с другими пространствами, когда они видят, что другие люди живут по-другому, и живут лучше, сразу возникает вопрос: а почему не мы так живем?
— Тем не менее ритуалы с детками уже проводят, и в России флешмобы Z-патриотов проходят в школах и в детских садах. И у нас недавно в Ошмянах танцевальный коллектив одного из детсадов нарядили в робы узников концлагерей и подписали, что это «хореографическая композиция патриотической направленности».— Конечно, такое влияет на психику детей. Однако даже если человек участвует в подобного рода флешмобах, это не всегда означает, что он фанат чего-то. Это может быть та же позиция: вам надо ритуал — пожалуйста. При этом устойчивых ценностей у этих детей нет. Да и у взрослых многих. Даже если спросить сейчас у тех же российских Z-патриотов, которые так и кричат «мы патриоты», пойдете ли вы воевать реально, вряд ли они ответят «да» с таким же энтузиазмом.
Таким людям, которые увлекаются ритуалами, нужно предложить спроецировать ситуацию на себя, будь то война или концлагерь. И окажется, что это вовсе не «танцы с патриотической направленностью».
Профессор Владимир Александрович Янчук — А как быть детям тех родителей, которые сами лишены критического мышления?— Это люди из того же прошлого. Они живут там, не заглядывая в будущее, потому что боятся этого будущего. Худо-бедно они приспособились к настоящему, но у них нет надежды, что они смогут приспособиться и в будущем.
Особенность этого электората в том, что они не хотят ничего менять из-за страха, что не получится. К тому же признание нового — это всегда зачеркивание старой истории. А зачеркнуть ее не так просто. Это же и любовь, и пионерские костры, и много чего еще.
Но мне приходится консультировать таких родителей, застрявших в этом прошлом. Они в шоке, потому что между ними и детьми встают серьезные барьеры, антагонизм. Во многих случаях это выливается в «знать вас не хочу, потому что вы не понимаете» и т.д., доходит до жестких катаклизмов.
Понятно, что родители хотят добра своим детям, но из своего прошлого. Они отказываются понимать, что дети другие и уже не воспринимают это. Разрыв поколенных связей во многих случаях очевиден, как это ни печально.
Найти общий язык не получается, потому что у детей не стыкуются картинки, которые они видят, и которые им пытаются навязать родители при помощи официального массмедийного пространства. Это взрослый подумает «можа так і трэба», а ребенок нет.
Надо отметить, что, придя в школу, ребенок изначально занимает нонконформистскую позицию, он сразу не согласен даже с правильными какими-то посылами. А когда происходит попытка засунуть его в какую-то дремучую историю, это вызывает отторжение.
— Как уберечь детей от влияния всевозможных ритуалов и прочих новшеств, целью которых является воздействие на их сознание?— Очень простой механизм — разговаривать, объяснять, вместе обсуждать и приходить к решению. Учить думать, прививать критическое мышление — умение приводить аргументы, не брать все на веру, сопоставлять альтернативные точки зрения, принимать самостоятельные решения и отвечать за эти решения.
При этом я бы рекомендовал избегать полярности, допустим, вот эта картинка правильная, а эта — нет. Объяснять все лучше с учетом опасностей нашего времени, как на что реагировать, иногда, извините, и не высовываться и держать язык за зубами.
Нужно формировать у детей гуманистические ценности. Я внуку объясняю, когда он хвастается какой-то шальной мыслью про войнушку, таким образом, чтобы он представил себе, что его кто-то бьет, к нему кто-то врывается и т.д. Потом спрашиваю, нравится тебе? А если это делать по отношению к другим? А ведь это принцип войны. Так он приходит к выводу, что война — это плохо.
Разговаривайте с детьми, причем вживую, тогда возникает чувство связи с реальностью, не прячьтесь в смартфонах.
Источник
На развитие сайта