Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Белорусский психолог Владимир Янчук: "Родители хотят добра своим детям, но из своего прошлого"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 398
  •  
    • 0


Беларусь и Россия - мы, взрослые двух стран, страдаем одной и той же ветрянкой и стремимся передать болезнь по наследству. Ветрянка утихнет - что останется? Об этом один из ведущих белорусских психологов профессор Владимир Янчук.

Сайт В.К.

Янчук: «Все эти методички рассчитаны на то закрытое общество за «железным занавесом». Но сейчас «железного занавеса» нет»

Психолог — о том, чего хотят добиться от современных детей чиновники, застрявшие в прошлом.

Детсадовцев и школьников в следующем учебном году ожидает много нового: обязательная форма, прослушивание гимна и, вероятно, другие методы и атрибуты «патриотического воспитания».

Узнали у психолога, какую цель преследуют власти, идя на такие новации, и удастся ли им ее достигнуть.

— Задача властей — стабилизировать ситуацию и сформировать определенное отношение к себе, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» профессор, доктор психологии Владимир Янчук. — А так как арсенал в наличии у людей, принимающих решения, есть только советский, они и пользуются этими методами с надеждой, что все вернется на круги своя и они получат и любовь, и уважение.

Эти люди, воспитанники той старой комсомольско-пионерской системы, ничего нового так и не придумали, другими технологиями не владеют и пользуются методичками 70-80-х годов прошлого века. Поэтому удивляться не надо.

Но и особенно переживать я бы не стал. Потому что детки сейчас стали нонконформистами, они ритуалы выполняют, но близко к сердцу их не воспринимают, в принципе остаются в критическом мышлении. Я это вижу и по своему внуку.

К тому же все эти методички рассчитаны на то закрытое общество за «железным занавесом». Но сейчас «железного занавеса» нет и при всем желании его установить не удастся, денег не хватит. Мы же не Китай. Контролировать интернет, в котором дети свободно себя чувствуют, просто не получится.

Потому я советую относится к подобным нововведениям спокойно. Ну, хочется кому-то ритуалов, дайте им ритуалы. Своих целей они все равно не достигнут, потому что общество другое, информационное пространство другое и, самое главное, детки другие.

Они узнали другое пространство. В этом и проблема. Когда люди знакомятся с другими пространствами, когда они видят, что другие люди живут по-другому, и живут лучше, сразу возникает вопрос: а почему не мы так живем?

— Тем не менее ритуалы с детками уже проводят, и в России флешмобы Z-патриотов проходят в школах и в детских садах. И у нас недавно в Ошмянах танцевальный коллектив одного из детсадов нарядили в робы узников концлагерей и подписали, что это «хореографическая композиция патриотической направленности».

— Конечно, такое влияет на психику детей. Однако даже если человек участвует в подобного рода флешмобах, это не всегда означает, что он фанат чего-то. Это может быть та же позиция: вам надо ритуал — пожалуйста. При этом устойчивых ценностей у этих детей нет. Да и у взрослых многих. Даже если спросить сейчас у тех же российских Z-патриотов, которые так и кричат «мы патриоты», пойдете ли вы воевать реально, вряд ли они ответят «да» с таким же энтузиазмом.

Таким людям, которые увлекаются ритуалами, нужно предложить спроецировать ситуацию на себя, будь то война или концлагерь. И окажется, что это вовсе не «танцы с патриотической направленностью».

Владимир Александрович Янчук
Профессор Владимир Александрович Янчук

— А как быть детям тех родителей, которые сами лишены критического мышления?

— Это люди из того же прошлого. Они живут там, не заглядывая в будущее, потому что боятся этого будущего. Худо-бедно они приспособились к настоящему, но у них нет надежды, что они смогут приспособиться и в будущем.

Особенность этого электората в том, что они не хотят ничего менять из-за страха, что не получится. К тому же признание нового — это всегда зачеркивание старой истории. А зачеркнуть ее не так просто. Это же и любовь, и пионерские костры, и много чего еще.

Но мне приходится консультировать таких родителей, застрявших в этом прошлом. Они в шоке, потому что между ними и детьми встают серьезные барьеры, антагонизм. Во многих случаях это выливается в «знать вас не хочу, потому что вы не понимаете» и т.д., доходит до жестких катаклизмов.

Понятно, что родители хотят добра своим детям, но из своего прошлого. Они отказываются понимать, что дети другие и уже не воспринимают это. Разрыв поколенных связей во многих случаях очевиден, как это ни печально.


Найти общий язык не получается, потому что у детей не стыкуются картинки, которые они видят, и которые им пытаются навязать родители при помощи официального массмедийного пространства. Это взрослый подумает «можа так і трэба», а ребенок нет.

Надо отметить, что, придя в школу, ребенок изначально занимает нонконформистскую позицию, он сразу не согласен даже с правильными какими-то посылами. А когда происходит попытка засунуть его в какую-то дремучую историю, это вызывает отторжение.

— Как уберечь детей от влияния всевозможных ритуалов и прочих новшеств, целью которых является воздействие на их сознание?

— Очень простой механизм — разговаривать, объяснять, вместе обсуждать и приходить к решению. Учить думать, прививать критическое мышление — умение приводить аргументы, не брать все на веру, сопоставлять альтернативные точки зрения, принимать самостоятельные решения и отвечать за эти решения.

При этом я бы рекомендовал избегать полярности, допустим, вот эта картинка правильная, а эта — нет. Объяснять все лучше с учетом опасностей нашего времени, как на что реагировать, иногда, извините, и не высовываться и держать язык за зубами.

Нужно формировать у детей гуманистические ценности. Я внуку объясняю, когда он хвастается какой-то шальной мыслью про войнушку, таким образом, чтобы он представил себе, что его кто-то бьет, к нему кто-то врывается и т.д. Потом спрашиваю, нравится тебе? А если это делать по отношению к другим? А ведь это принцип войны. Так он приходит к выводу, что война — это плохо.

Разговаривайте с детьми, причем вживую, тогда возникает чувство связи с реальностью, не прячьтесь в смартфонах.

Источник




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Профессор-психолог Владимир Янчук: Свободный человек всегда победит человека не свободного!
04-03-2022
Профессор-психолог Владимир Янчук: Свободный

Искусственно содеянная реальность начинает расходиться с реальностью реальной, преподнося отрезвляющие "сюрпризы" для своих
Программа научно-практического семинара «Педагогика способностей». К 70-летию О.М.Дьяченко (МГППУ, 9 ноября 2018 г.)
08-11-2018
Программа научно-практического семинара

9 ноября 2018 года кафедра дошкольной педагогики и психологии МГГПУ проводит научно-практический семинар «Педагогика
Е.Е.Кравцова. Принципы подготовки психологов в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ
12-12-2006
Е.Е.Кравцова. Принципы подготовки психологов в

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх