Рис. Алексея Меринова
История старая, ей около 10 лет. Началась она еще в думе с инициатив депутата Ирины Яровой. Старая, но хроническая, как и остальные болезни сегодняшнего госуправления, которые становятся, весьма мягко говоря, головными болями для всего общества.
Открываем
источник:
Будущее единых школьных учебников обсудили 16 октября на заседании комитета Совета Федерации по науке.
Сейчас по единой государственной программе изучается только история, однако к 2028 Министерство просвещения намерено подготовить унифицированные пособия по всем дисциплинам.
Глава ведомства Сергей Кравцов сообщил, что цель проекта — создание «единого образовательного пространства», где школьники по всей стране будут одинаково подготовлены к экзаменам.
Все программы, отметил он, синхронизированы с материалами ОГЭ и ЕГЭ.Помимо сомнений по части финансов и региональных бюджетов, которые учебники «не потянут», высказывались и
другие, вполне здравые. Кроме одного – касающегося адресатов учебников: учеников и учителей. Все для ЕОП (единого образовательного пространства) и его бенифициаров!
Остается только выложить могильной плитой из этих учебников ЕОП. И чтоб былинки, нарушающей мертвое однообразие, не проросло. Правда, глава российской государственной корпорации развития и инвестиционной компании ВЭБ, бывший вице-премьер Игорь Шувалов даже предложил устроить конкуренцию между типографиями. Хорошо изданные и доступные учебники – это, конечно, радует. Но больше, как шарики из анекдота, когда ничего, кроме разноцветных шариков и одинакового воздуха в них нет.
Потянут ли эту «плиту» региональные бюджеты? Наверняка, потянут, привычно ужавшись в чем-то важном для образования ради воплощения прожектов начальства (они и так ужаты)? Потянут ли учителя и ученики? Учителям привычно – потянут, в очередной раз сломив самих себя, ценой психологического выгорания и утраты (административного обкрадывания) профессионализма принять на себя давление единой «плиты». Многие ученики этого даже не заметят, особенно те, которые пришли в школу за аттестатом, а не за «силой знания», которая возрастает, в том числе за счет разнообразия ее представлений в образовательном процессе. Речь-то не о «силе знания», а о «типографских мощностях.
Словом, проблема не в самом по себе издательском монополизме при поддержке государством частных издателей (к которому, как выясняется, неприменимо антимонопольное законодательство) и прочих, по нынешним временам, уже мелочах.
Стратегическое видение задач образования открыто сводится чиновниками к удобству сдачи ОГЭ и ЕГЭ, точнее, административного контроля за сдачей. De facto это уже давно так. Что ж, спасибо за честное признание фактически de jure.
Поезд для машиниста, образование для чиновников и книжного бизнеса. Флаг в руки? Но кто кому навстречу? Вопрос.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта