Стремительное и разнообразное изменение детства в меняющемся мире XXI века, которое обнаруживает себя в жизни, в характере развития каждого ребенка. Сейчас уже уместно сравнивать детей-пятилеток с их сверстниками не двадцати пяти, а пятилетней давности: различия проступают налицо. Взрослых это одновременно восхищает, радует и настораживает. Но как говорил философ Бендикт Спиноза, здесь нужно «не плакать, не смеяться, но понимать». Системно меняется человеческий мир, в котором детство перестало быть «резервацией». А если учесть, что все эти изменения детство – само по себе эпоха масштабного строительства человеческой личности, причем «без отрыва» от закладки ее фундамента - по-особому «примеряет на себя», то понятым становится многое. Хотя еще большее остается непонятным. Особенно, в части прогнозов, которые нынче рискованно делать. А не делать нельзя.
Детство вырвалось из детской. Открылось преображающемуся миру и с ним обретает новый образ (пресловутое «цифровое детство» - лишь его грань!). Воссоздать этот образ, работать с ним не по силам одним педагогам и психологам. Историки, культурологи, социологи, экономисты, специалисты в области IT им многие другие – им в помощь, и лишь сообща они смогут построить ту «науку о детстве», которая соответствовала бы его современному образу. Равно как и образовательную практику. Такую, которая бы не плелась в хвосте социокультурных изменений, в которые вовлечено детство, как традиционное обучение в хвосте развития (по выражению Л.С. Выготского), а в чем-то вела их за собой. Сегодня эта возможность перестает быть утопией. Дети и взрослые на «строительной площадке» новой цивилизации, нового детско-взрослого сообщества. С проектом, в котором уже нельзя предусмотреть все детали, - только додумать, достроить вместе.
Владимир КудрявцевУвеличьте изображение кликом.
На развитие сайта