Пентти Хакрайнен Одна из последних статей выдающегося психолога развития
Пентти Хаккарайнена, написанная им в соавторстве с Милдой Бредиките. Опубликована на английском языке в журнале "Психологическая наука и образование" (2020. № 5).
В статье вкратце представлены основные идеи проекта «Школа» научно-исследовательского коллектива под руководством академика В.В. Давыдова. Этот же коллектив создал и новую «Концепцию дошкольного воспитания», которая лучше учитывала задачи развития и образовательные потребности детей дошкольного возраста и подготавливала почву для формирования учебной деятельности в школе. Благодаря этой концепции в Швеции и Финляндии стала интенсивно развиваться игровая педагогика. Теперь, спустя 30 лет, предпринимаются попытки конкретизировать ключевые понятия теории Давыдова на основании опыта создания системы развивающего дошкольного образования. В статье описывается интерпретация и осмысление основных идей концепции дошкольного воспитания Давыдова
в педагогике «игровых миров», разработанной в рамках скандинавского дошкольного образования. Мы предлагаем системный переход от совместной игры ребенка со взрослым к независимой игре, инициируемой самими детьми. Личностное развитие детей предполагает в качестве необходимого условия эстетическую реакцию и противоречивое единство аффекта и интеллекта в нарративной ролевой игре (narrative role play). В заключение делается вывод о том, что предпринимаемые в настоящее время попытки спроектировать новые развивающие образовательные программы для дошкольников так или иначе опираются на идеи, сформулированные коллективом ученых в 1990-х годах.
Ключевые слова: игровая педагогика, игровой мир, нарративы, дошкольное образование, аффект и интеллект, нарративная ролевая игра, эстетическая реакция, рассказы и истории.
Скачать статью в формате PDF:
pse_2020_n4_hakkarainen_bredikyte.pdf [171,53 Kb] (cкачиваний: 64)
Посмотреть онлайн файл:
pse_2020_n4_hakkarainen_bredikyte.pdf
На развитие сайта