Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

О.А. Шиян. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание

  • Закладки: 
  • Просмотров: 37
  •  
    • 0

Ольга Александровна Шиян


Какие горизонты в сфере исследований творческого потенциала ребенка раскрывает культурно-историческая психология? Об этом в статье О.А.Шиян, опубликованной в журнале "Современное дошкольное образование" (2021. № 3).

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблематика творческих способностей приобретает все большую важность сразу в двух контекстах – и в контексте самореализации человека, и в контексте развития практик и производства. Особое место занимают вопросы развития творческих способностей в дошкольном возрасте: еще в работах Л.С. Выготского говорилось о важности рассмотрения ростков творчества в игре и фантазировании детей. На сегодняшний день в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованием возможностей диагностики и развития детского творчества.

Цель работы – проанализировать существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные Л.С. Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, а что так и осталось без ответа. Также важно увидеть, как трансформировались сами вопросы, поскольку постановка нового вопроса и есть знак развития науки. Соотнесение существующих подходов важно для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.

Описание хода исследования. В статье анализируются различные подходы к исследованию и развитию творческих способностей: В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, В.Н. Дружинина, Л.Ф. Обуховой. Выделяются общие и специфические характеристики трактовки детского творчества в разных подходах культурно-исторической традиции. Проведенные исследования соотносятся с вопросами о творческом характере психики человека и о детском творчестве, поставленными Л.С. Выготским.

Результаты исследования. В статье делается вывод, что при всем различии подходов, появившихся в логике культурно-исторической традиции, их объединяет представление о ресурсности дошкольного детства и важности образовательных усилий, направленных на поддержание «ростков творчества». В отечественных исследованиях ставится вопрос о средствах творческих способностей, позволяющих преобразовывать наличную ситуацию (диалектических структурах и символе), а также об аффективно-волевой составляющей творческого процесса – умении обнаруживать задачу. Все это отличает концепции, родившиеся в рамках культурно-исторического подхода, от теории креативности Дж. Гилфорда и Э. Торранса. При этом указывается на то, что детские деятельности (игра, сочинение историй, экспериментирование и т.д.) все еще редко рассматриваются в исследованиях как контекст проявления творческих способностей.

Заключение. В статье делается вывод о важности проведения новых исследований, и констатирующих, и лонгитюдных, которые позволят сделать следующие шаги в понимании того, каким образом в детских видах деятельности происходит освоение средств развития творческих способностей и как это сказывается на становлении творческих способностей в последующих возрастах.

Ключевые слова: культурно-исторический подход, творческие способности дошкольников, воображе-ние, творческое мышление, диалектическое мышление, символ, деятельность.

Для цитирования: Шиян О.А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание // Современное дошкольное образование. – 2021. – №3 (105). – С. 4–23. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23

Скачать статью в формате PDF: shijan-kulturno-istoricheskaja-tradicija-v-issledovanii-i-razvitii-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov-detstvo-kak-obeschanie.pdf [440,06 Kb] (cкачиваний: 3)
Посмотреть онлайн файл: shijan-kulturno-istoricheskaja-tradicija-v-issledovanii-i-razvitii-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov-detstvo-kak-obeschanie.pdf




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Новые книги друзей. "Играть и придумывать!"
19-02-2025
Новые книги друзей. "Играть и придумывать!"

Вышло в свет учебное пособие О.А.Шиян, Е.А.Стародубцевой, А.Н.Якшиной, И.И.Воробьевой, Т.Н.Ле-Ван, Е.К.Крашенинникова и И.Б.Шияна
В.В.Давыдов. Предисловие к книге В.Т.Кудрявцева
12-04-2004
В.В.Давыдов. Предисловие к книге В.Т.Кудрявцева

Д.Б.Богоявленская. Методология культурно-исторического подхода в исследовании творчества
14-03-2007
Д.Б.Богоявленская. Методология

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх