Ольга Александровна Шиян
Какие горизонты в сфере исследований творческого потенциала ребенка раскрывает культурно-историческая психология? Об этом в статье
О.А.Шиян, опубликованной в журнале "Современное дошкольное образование" (2021. № 3).
АннотацияАктуальность (контекст) тематики статьи. Проблематика творческих способностей приобретает все большую важность сразу в двух контекстах – и в контексте самореализации человека, и в контексте развития практик и производства. Особое место занимают вопросы развития творческих способностей в дошкольном возрасте: еще в работах Л.С. Выготского говорилось о важности рассмотрения ростков творчества в игре и фантазировании детей. На сегодняшний день в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованием возможностей диагностики и развития детского творчества.
Цель работы – проанализировать существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные Л.С. Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, а что так и осталось без ответа. Также важно увидеть, как трансформировались сами вопросы, поскольку постановка нового вопроса и есть знак развития науки. Соотнесение существующих подходов важно для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.
Описание хода исследования. В статье анализируются различные подходы к исследованию и развитию творческих способностей: В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, В.Н. Дружинина, Л.Ф. Обуховой. Выделяются общие и специфические характеристики трактовки детского творчества в разных подходах культурно-исторической традиции. Проведенные исследования соотносятся с вопросами о творческом характере психики человека и о детском творчестве, поставленными Л.С. Выготским.
Результаты исследования. В статье делается вывод, что при всем различии подходов, появившихся в логике культурно-исторической традиции, их объединяет представление о ресурсности дошкольного детства и важности образовательных усилий, направленных на поддержание «ростков творчества». В отечественных исследованиях ставится вопрос о средствах творческих способностей, позволяющих преобразовывать наличную ситуацию (диалектических структурах и символе), а также об аффективно-волевой составляющей творческого процесса – умении обнаруживать задачу. Все это отличает концепции, родившиеся в рамках культурно-исторического подхода, от теории креативности Дж. Гилфорда и Э. Торранса. При этом указывается на то, что детские деятельности (игра, сочинение историй, экспериментирование и т.д.) все еще редко рассматриваются в исследованиях как контекст проявления творческих способностей.
Заключение. В статье делается вывод о важности проведения новых исследований, и констатирующих, и лонгитюдных, которые позволят сделать следующие шаги в понимании того, каким образом в детских видах деятельности происходит освоение средств развития творческих способностей и как это сказывается на становлении творческих способностей в последующих возрастах.
Ключевые слова: культурно-исторический подход, творческие способности дошкольников, воображе-ние, творческое мышление, диалектическое мышление, символ, деятельность.
Для цитирования: Шиян О.А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание // Современное дошкольное образование. – 2021. – №3 (105). – С. 4–23. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23
Скачать статью в формате PDF:
shijan-kulturno-istoricheskaja-tradicija-v-issledovanii-i-razvitii-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov-detstvo-kak-obeschanie.pdf [440,06 Kb] (cкачиваний: 3)
Посмотреть онлайн файл:
shijan-kulturno-istoricheskaja-tradicija-v-issledovanii-i-razvitii-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov-detstvo-kak-obeschanie.pdf
На развитие сайта