Владимир Самуилович Собкин
Одна из последних статей В.С. Собкина. Опубл. в журн. «Современное дошкольное образование» (2025. № 4. С. 22-29).
Зимой 1996 года в одном из подмосковных домов отдыха проходила небольшая конференция по психологии развития с очень узким составом ее участников. Инициировал ее Василий Васильевич Давыдов. Вечером, после ужина, мы четверо — Оля Дьяченко, Коля Веракса, Лена Смирнова и я — решили пойти погулять по заснеженному парку. Трепались о том о сем, вспоминали наши совместные студенческие годы на факультете и вскользь, как бы между прочим, касались психологической тематики конференции — психологии развития. Они трое — «дошкольники», а я так — социолог. Им конечно было о чем поговорить между собой: Оля и Коля — ученики Венгера, Лена — Лисиной. В их репликах, которыми они перебрасывались на заснеженных дорожках, все чаще стали упоминаться имена Запорожца и Эльконина, и все четче стали «проступать следы» теоретических положений, которые и вели прямиком к Выготскому. С этой протоптанной тропинки культурно-исторической теории им уж некуда было деться; по ней и двинулись — туда в зазеркалье.
Вот здесь я их и «зацепил» своими вопросами о современной социокультурной ситуации развития ребенка-дошкольника: «Эмпирических данных–то у нас нет. Ау!..» Молчит зимний парк — не дает ответа. Только Птица Додо из «Алисы в Стране чудес» голосом Высоцкого пропела из висящего на столбе репродуктора: «Опять спешишь?»
Подхватив эту фразу, я и поделился с ними своими соображениями о необходимости проведения масштабного социологического опроса родителей и воспитателей детских садов; опроса, аналогичного тому, который я проводил до этого со своими сотрудниками, опрашивая школьных учителей, подростков и их родителей в самом начале 1990-х. Идея эта о социологическом изучении дошкольного детства возникла у меня давно, но важно было, что в том неформальном разговоре все трое меня с энтузиазмом поддержали. Реакция Лены была ожидаема (она почти всегда меня подбадривала, когда я что-нибудь подобное начинал: «Греби, милый!»). А вот позитивный эмоциональный отклик Оли и Коли был важен, поскольку дал почувствовать реальную потребность профессиональных психологов в данных масштабного комплексного социокультурного исследования детства.
Тогда же мы начали обсуждать возможные темы опроса (о чем спрашивать родителей, что интересно прояснить в позиции воспитателя), затронули организационные возможности проведения подобного исследования и т.п. В ходе разговора я упомянул о том, что хорошо бы опросить дошкольников, предложить им тесты и соотнести успешность их выполнения детьми с ответами родителей. Все трое поддержали эту идею, и мы стали обсуждать возможность использования тех или иных диагностических методик, касающихся интеллектуального, эмоционального и поведенческого развития ребенка. А из репродуктора Высоцкий, уже за Орленка Эда, на прощанье пропел: «Все, что рождаю в спорах, — читайте на заборах».
Так прогулка по тем дорожкам и вывела меня на «полянки» Венгера.
Читать статью полностью в формате PDF: sobkin-na-poljankah-vengera.pdf [375,58 Kb] (cкачиваний: 18)
Посмотреть онлайн файл:
sobkin-na-poljankah-vengera.pdf
На развитие сайта