Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

"Синдром прокрастинации", или Стоит ли спешить "раскидывать Вселенную"?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 888
  •  
    • 0

Я не справился — я плохой 


— Прокрасти… что? Откладывание дел на завтра? Хорошая тема, знакомая, прямо про меня, — примерно так реагировало большинство людей, когда им рассказывали про готовящийся материал. Дальше следовала усмешка, которая обычно возникает при разговоре о чем-то стыдно-забавном типа первого сексуального опыта или проблем с пищеварением. За вполне серьезное исследование прокрастинации несколько лет назад присудили Шнобелевскую премию. 


— Возможно, в дружеских беседах люди с помощью некоторой иронии, юмора ослабляют давление самокритики. Но в контексте преподавательской и консультативной деятельности эти темы в основном сопровождаются другими эмоциями, — рассказывает Наталья Карловская. 


Дедушка Фрейд не зря учил, что смех скрывает подсознательные конфликты, уходящие глубоко в недра культуры и психики. И банальное откладывание дел на завтра связано с самыми страшными вопросами человечества. Кто я? Чего я стою? Кем меня считают окружающие? Кем я хочу быть? Если всерьез задаваться этими вопросами, станет совсем не до смеха.


Боязнь оценки — один из самых главных страхов, довлеющих над нашим миром. Для множества людей ужас неудачи куда острее ядерной войны, СПИДа и глобального потепления. Вы хотите написать роман, но боитесь, что его назовут графоманским. Вы хотите позвонить другу, но боитесь, что он буркнет в ответ: «Зачем ты меня отвлекаешь?» Лучше не звонить и не писать. 


Особенно мощно это работает, когда результат подлежит внешней оценке. Тогда начинает зашкаливать тревожность: мол, моя работа окажется плохой, значит, плохой и я сам. Выгоднее просто не сделать, ссылаясь на обстоятельства, чем рисковать своей болезненной самооценкой. Это продолжается до тех пор, пока страх перед проблемами из-за не сданного во время задания не перевесит страх перед провалом.


Порой мы считаем, что отношение окружающих напрямую зависит от наших достижений в работе или учебе. «Прокрастинация позволяет человеку избежать прямой оценки его способностей, ведь из-за вынужденного выполнения задания в сжатые сроки он не смог проявить свои способности в полном объеме. Эта позиция приводит к негативным последствиям в профессиональной сфере, однако способствует поддержанию самооценки на необходимом уровне», — пишет Варваричева. 


Самое обидное, что и завышенная самооценка, и заниженная вредят примерно одинаково.


«Я бездарен и когда продемонстрирую свои результаты, люди меня сразу раскусят» работает точно так же, как «я гениален, но если у меня в этот раз получится не совсем удачно, то окружающие усомнятся в моей гениальности». 


Один из родственников прокрастинации — перфекционизм (даже звучит в чем-то похоже). Главный тезис: я должен быть во всем самым лучшим. 


— Один из источников моей прокрастинации — перфекционизм, — признается Наталья Карловская. — В нашей семье было принято учиться на отлично: папа, мама, старший брат были примерами. Мама была завучем в моей школе, при этом очень хорошим учителем, отличником народного просвещения. Понятно, что у меня не было выбора. Я обязательно должна была закончить школу с золотой медалью, сразу поступить в МГУ. Конечно, у перфекционизма есть плюсы — это устремленность к высоким целям. Но и негативные последствия я проверила на себе.


Еще одна психологическая ловушка — боязнь успеха. Если вы сделаете все вовремя, если у вас все получится, то на вас станут обращать внимание (это страшновато), вам станут предлагать более сложные задания (а это трудновато). 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В.Т.Кудрявцев. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы
26-11-2014
В.Т.Кудрявцев. Проблемное обучение: истоки,

Шпаргалки, как и, вообще, подсказки сродни вину. Только «настояться» должны мы. Эта ждала почти четверть века
26-27 мая 2014, Высшая школа экономики. Международная конференция "Ключевые компетенции XXI века. Новые измерения грамотности современного человека"
25-05-2014
26-27 мая 2014, Высшая школа экономики.

Ведущие эксперты и представители сферы образования и работодатели впервые соберутся на одной площадке, чтобы ответить на
Типичные проблемы современных детей
20-06-2006
Типичные проблемы современных детей

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Сентябрь 2019 (24)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Июнь 2019 (40)
Май 2019 (49)
Апрель 2019 (50)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх